Допустимые потери?
Гибель людей в
мирное время вообще страшна. Вдвойне страшней, когда гибнут дети. Поэтому слова
министра образования и науки Ольги Васильевой, сказанные во время выступления в
Совфеде, стали шоком даже для видавших виды журналистов: «У нас 211 человек
погибли в прошлом году на физкультуре».
Как могло случиться такое, как могли погибнуть дети во
время урока, направленного на укрепление их здоровья? Минздрав никак не
комментирует страшные цифры, медики постфактум устанавливают: большинство детей
погибает из-за проблем с сердечно-сосудистой системой, для которой опасны
чрезмерные нагрузки. Кроме того, имеются детские смерти во время несчастных
случаев, связанных с неправильной установкой спортинвентаря. Но как же так? Почему
спортинвентарь в школах может угрожать жизни и здоровью детей? Почему ребёнок,
нуждающийся в особом режиме физических нагрузок, подвергается им вместе с теми,
кого врачи считают здоровыми?
К слову, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья, в
России лишь 4,3 процента первоклассников не страдают хроническими
заболеваниями. Среди старшеклассников полностью здоровых нет. И на этом фоне
минздрав пытается экономить на кратности медицинских осмотров школьников,
предпочитая заниматься разработкой глумливых законопроектов, направленных на
борьбу, даже не с курением, а с курильщиками.
Да и вовремя проведённый профилактический осмотр,
пришедший на смену системной диспансеризации, вовсе не гарантирует нездоровому
ребёнку безопасности, между детской медициной и школой нет прочной информационной
связи, и выявленное у ребёнка заболевание не обязательно станет известным его
учителям. Почему? Так трудно обеспечить своевременное оповещение педагогов о
результатах профосмотра детей?
Не первый год сами педагоги говорят о перегруженности
школьников, о чрезмерной интенсивности занятий и часто непомерно большом объёме
информации, предлагаемой для усвоения учениками. Врачи говорят о проблемах со
здоровьем детей, вызванных этими перегрузками: тут и нервные срывы, и сколиоз,
спровоцированный длительным сидением в вынужденной позе, и банальная потеря
способности к активному восприятию. Почему до руководящих вершин (читай
минобрнауки и минздрава) эта информация не доходит? Страшно далеки они от
народа?
Было бы понятно, если бы школы и поликлиники
находились в одной стране, а министерства в другой, международные
договорённости – вещь сложная и непредсказуемая. Но ведь всё это возглавляет
одно правительство – правительство Российской Федерации. Почему же столь тесно
связанные друг с другом ведомства не могут скоординировать свои действия? Не
потому ли, что правительство не стремится контролировать деятельность всех
своих ведомств ради достижения единой цели? Кампанейщина, разработка ненужных и
бесплодных (в лучшем случае) госпрограмм, бессмысленное новаторство – всё это
пришло на замену существовавшей некогда жёсткой ответственности руководящих
структур за принимаемыми ими решения. Поэтому и нет ровной, согласованной и системной
работы всех ведомств. А что есть? Стремление во что бы то ни стало подтвердить
пресловутую «конкурентоспособность», своего рода жёлтая майка лидера в
министерской карьерной гонке. А 211 погибших на уроках физкультуры детей –
допустимые, с точки зрения чиновников, потери. И вовсе не ужас наших реалий и
боль бессмысленных утрат...
Комментарии
Отправить комментарий