Тёмная сторона прогресса

Цифровые технологии всё больше входят в нашу жизнь, часто делая её проще, сокращая расходы времени, да и денежные тоже. Но технический прогресс всеобъемлющ, он охватывает и такие негативные стороны жизни, как воровство и мошенничество. Рост числа интернет-магазинов приводит к появлению таких проблем, о которых раньше и не догадывались. Защита персональных данных и интернет-торговля: как это совместить?
Самое опасное при интернет-покупке – внесение платёжных данных в специальную форму на сайте магазина. Номер банковской карты, фамилия и имя владельца, секретный код CVV2/ CVC2/ CID (цифры на обороте карты). При попадании этой информации в нечестные руки велик шанс кражи денег с банковского счёта покупателя. Но значит ли это, что, пользуясь услугами интернет-магазина, покупатель всегда рискует? Нет. Риск, конечно, есть, но его всегда можно избежать, если быть внимательным и осторожным.
К слову, за последний год число утечек конфиденциальной информации в России возросло на 80 процентов. Основным предметом краж по-прежнему остаются платёжные данные, посредством которых средства перемещаются с одного счёта на другой. В целом в мире скомпрометировано более трёх миллиардов записей персональной информации, что втрое больше, чем в 2015 году. Технический прогресс имеет и обратную сторону. Тёмную.
Итак, с одной стороны – недоверчивый покупатель, справедливо опасающийся кражи средств, с другой – продавец небольшого интернет-магазина, не имеющий славы раскрученного бренда, вроде китайской интернет-барахолки. И ещё одна сторона – законодательно оговорённое право на обработку персональной информации. В России без согласия гражданина собирать его персональную информацию может лишь ограниченное количество госорганов, всем остальным требуется обязательное согласие. Штрафы за нарушение этого законодательно оговорённого условия с 1 июля 2017 года увеличены до 75000 рублей. Но как быть владельцам интернет-сервисов, предоставляющим товары и услуги по собственной клиентской базе? Как создать эту самую базу? Ведь к персональной информации относится также и имя, фамилия гражданина, его адрес проживания, электронный адрес, номер телефона и многое другое. Очень просто – включить в процесс регистрации на сайте специальную опцию – кнопку или чекбокс, которыми потенциальный клиент воспользуется, давая право на обработку персональных данных по прочтении соглашения о персональных данных. Так называемое конклюдентное согласие. В большинстве случаев интернет-компании требуют подтверждения согласия, высылая специальную ссылку на электронную почту клиента, по которой нужно пройти, чтобы подтвердить действие. Или же высылают специальный код по SMS, как это делает Сбербанк. Делают они это не только для того, чтобы убедиться что клиент реальный, но и для того, чтобы обезопасить себя от законных претензий надзорных органов, наказывающих за незаконную обработку персональных данных.
Имя, фамилия, адрес в базе интернет-торговца – это еще не самый большой риск. Гораздо серьёзней, как уже говорилось выше, риск потери денег при введении платёжных данных в форму интернет-магазина. Так как же продавать товар через интернет?
Начнём с того, что большинство небольших интернет-магазинов не имеют собственного сервиса по приёму платежей, они пользуются услугами финансовых агрегаторов, вроде QIWI, Робокассы, PayAnyWay, PayOnline и других. Это избавляет магазин от ответственности за сбор платёжных данных, ведь сайт магазина не собирает и не хранит на своём сервере такую информацию. Оплата проходит через финансовый агрегатор, который впоследствии расплачивается с магазином. Это удобно, если не считать небольших потерь при перечислении денег, финансовые агрегаторы проводят эти операции не бесплатно. Это обстоятельство может отпугнуть потенциального покупателя, но зато обезопасит интернет-магазин от подозрений в мошенничестве.
Впрочем, использование финансового агрегатора отнюдь не гарантирует порядочность продавца, как и исполнение им взятых на себя обязательств по продаже и (или) предоставлении услуги. Может оказаться, что, оплатив услугу или товар, клиент не получит того, что ожидал. К кому предъявлять претензии? К Робокассе? Отнюдь. Это всего лишь посредник, а деньги клиента давно получены недобросовестным продавцом. Кстати, доказать интернет-мошенничество сложно, но можно. Законодательно при ущербе до тысячи рублей недобросовестный продавец или услугодатель несёт административную ответственность (штраф или арест до 15 суток), свыше тысячи – уголовную. Подать заявление о мошенничестве тоже несложно, это можно сделать в любом отделении полиции лично, или обратившись на сайт МВД (приём обращений) по специальной форме.
Иллюзия анонимности в интернете – всего лишь иллюзия. В случае необходимости владельца интернет-ресурса можно найти, чем и занимается специальное управление К МВД России. Это может быть небыстро, что связано со спецификой работы и извечным российским пофигизмом но, тем не менее, мошенник может быть найден и наказан. Но лучше всё-таки проявить оправданную осторожность и не рисковать. Как убедиться в том, что перед вами реальный интернет-магазин, а не ловушка для простаков? Посмотреть отзывы о его работе, причём не на сайте магазина, а на внешних сервисах отзывов, типа «Отзовика». Как правило, даже небольшие интернет-магазины имеют отзывы о своей работе. Если таких отзывов нет, то магазин либо совсем новый, либо ненастоящий, фейковый. Отзывы могут быть и фальшивыми, в таких случаях они сплошь положительные и группируются по одному временному интервалу. Лучше всего проверить подлинность, обратившись по указанному на сайте магазина телефону. И ещё: отсутствие телефона и юридического адреса фирмы на сайте интернет-магазина должны настораживать. Владельцу интернет-магазина незачем скрывать такую информацию, он, наоборот, заинтересован в её распространении.
Несвойственны для интернет-магазинов и отсутствие качественных фотографий и описаний предлагаемых товаров, и чрезмерно низкие цены на товары. Такие уловки рассчитаны на простаков. Реальный продавец стремится представить товар или услугу во всей полноте, а снизить цену по сравнению с рыночной может ненамного. Имеет смысл обратить внимание и на проработанность сайта интернет-магазина. Настоящий сайт выполнен тщательно даже в мелочах, тогда как мошеннические сайты-однодневки часто грешат какими-то недоделками. То не прогружается изображение, то текст наползает на соседний фрейм, то не срабатывает какая-либо ссылка, и так далее. На это, кстати, стоит обратить внимание и владельцам интернет-магазинов. Сейчас в сети очень много сервисов, предлагающих создание такого магазина в считанные минуты. Стоит обратить внимание на качество предлагаемых услуг, ведь магазин будет работать не год, и не два. И выглядеть он должен основательно.
В заключение хотелось бы сказать, что нельзя недооценивать значение персональных данных, в интернете они стоят дорого. Известны случаи продажи клиентских баз данных третьим лицам, и тогда, зарегистрировавшись на сайте интернет-магазина, клиент начинает получать рекламный спам на электронный адрес или телефонные звонки с предложениями ненужных ему услуг. Юридически – это причина для претензий к интернет-магазину, передавшему (читай – «продавшему») персональные данные клиентов посторонним лицам. И, если проявить настойчивость, то владельца такого сервиса можно привлечь к ответственности через суд. Но наши люди не привыкли судиться по мелочам. Поэтому и сходит с рук подобное недобросовестным людям.

Злоупотребление персональными данными клиентов наносит ущерб не только клиентам, но и цифровому бизнесу в целом. Ведь, обжегшись на молоке, дуют на воду. Интернет-мошенничество тормозит развитие цифровой торговли, препятствует распространению цифровой экономики. Зачастую между продавцом и покупателем в интернете стоит только страх быть обворованным. И страх этот обоснован. Значит, не нужно оставлять без последствий даже малейшее нарушение законодательства, не нужно прощать мошенникам даже небольшие суммы убытков. И управление К вам в помощь, продавцам и покупателям.

Комментарии

Популярные сообщения